С 2016 года международные фармацевтические компании обязуются ежегодно публиковать информацию о платежах, осуществленных в пользу специалистов и организаций здравоохранения.
Успехи в развитии медицинской науки за последние десятилетия ознаменовались появлением высокоэффективных инновационных лекарственных препаратов и методов лечения, которые позволили увеличить продолжительность жизни пациентов и повысить качество жизни. Прогресс в здравоохранении обусловлен непрерывным научно – исследовательским взаимодействием между индустрией и специалистами здравоохранения, в рамках которого фармацевтические компании инвестируют значительные средства в научно-исследовательские программы, повышение профессионального уровня врачей, социально-демографические проекты. Во всем мире вопросам организации взаимодействия между медицинским сообществом и фармацевтической отраслью уделяется особое внимание.
В целях повышения прозрачности взаимодействия на благо пациентов Европейская федерация фармацевтической промышленности и ассоциаций (European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations – EFPIA) в 2013 году утвердила в качестве нормы саморегулирования требования о необходимости раскрытия информации о ценностях, переданных фармацевтическими компаниями в пользу специалистов и организаций здравоохранения. Требования об обязательном раскрытии информации о платежах, осуществленных в рамках взаимодействия фарминдустрии и медицинского сообщества, также нашли свое отражение и в нормах национального законодательства США и стран Европы, таких как Франция, Греция, Португалия, Эстония.
Подтверждая приверженность высоким этическим стандартам, компания Pfizer, будучи членом EFPIA и Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), полностью разделяет позицию EFPIA о том, что инициатива раскрывать данные о платежах будет способствовать повышению взаимной ответственности и этичности взаимодействия между фарминдустрией и медицинским сообществом и, в конечном счете, будет служить интересам пациентов и росту взаимного доверия в глазах общества.
Таким образом, инициатива по раскрытию информации о платежах, осуществленных в пользу специалистов и организаций здравоохранения, имеет международный характер и распространяется на все компании-члены AIPM и EFPIA.
Начиная с 2016 года раскрытие информации должно осуществляться каждой компанией-членом AIPM ежегодно, и каждый отчетный период должен покрывать полный календарный год. В целях обеспечения единообразия, раскрытие информации осуществляется в формате унифицированной таблицы с одновременным размещением сопроводительной записки с кратким описанием методики, использованной при подготовке данных. Методика, подготовленная компанией Pfizer, представлена на настоящей странице.
Под передачей ценностей в рамках данной инициативы понимается прямая или косвенная передача ценностей, осуществляемая в форме денежных средств, в натуральном выражении или в любой другой форме, связанная исключительно с рецептурными лекарственными препаратами для медицинского применения.
В соответствии с требованиями Кодекса надлежащей практики AIPM фармацевтические компании-члены Ассоциации должны публиковать информацию о пожертвованиях и грантах, осуществляемых в пользу организаций здравоохранения и поддерживающих здравоохранение; расходах, связанных с проведением мероприятий научного и образовательного характера; платежах за оказание услуг научного и/или педагогического характера; передачах ценностей в связи с проведением исследований и разработок.
Информация о передаче ценностей в пользу специалистов и организаций здравоохранения будет публиковаться компаниями на индивидуальной основе с идентификацией каждого отдельного получателя, с указанием сумм, выплаченных каждому из них за отчетный период. При этом, организацией здравоохранения (для целей раскрытия информации о передаче ценностей в пользу специалистов и организаций здравоохранения) считается любое юридическое лицо, являющееся организацией здравоохранения, медицинской, фармацевтической или научной ассоциацией или организацией (вне зависимости от её организационно-правовой формы), например, больница, клиника, фонд, университет или иные учебные заведения, чей юридический адрес, место регистрации юридического лица или основное место деятельности находится в пределах Российской Федерации, или которые оказывают услуги посредством одного или более специалистов здравоохранения.
Также, согласно изменениям в кодексе AIPM от 2019 года фармацевтические компании при осуществлении поддержки пациентских организаций, в том числе финансовой, должна детально раскрывать факт, характер и размер такой поддержки на своем сайте. Финансирование не должно быть направлено прямо или косвенно на стимулирование принятия пациентской организацией каких-либо решений в процессе осуществления ее уставной деятельности в пользу фармацевтической компании или ее продукции.
Компания Pfizer при опубликовании на индивидуальной основе информации, касающейся специалистов здравоохранения, строго придерживается норм действующего российского законодательства о защите персональных данных и раскрывает данные только при наличии личного согласия специалиста здравоохранения на раскрытие подобной информации. При отсутствии или отзыве согласия раскрытие информации о передаче ценностей в пользу специалистов здравоохранения осуществляется в общем виде.
Передача ценностей организациям здравоохранения осуществляется с учетом фактических обстоятельств взаимодействия, подтвержденных документально. С целью дальнейшего опубликования данных в отношении организаций здравоохранения компания Pfizer предприняла все необходимые действия для того, чтобы убедиться, что организация здравоохранения, в чью пользу осуществляется передача ценностей, была корректно определена. При этом:
указание суммы в соответствующих колонках таблицы по раскрытию информации не всегда означает перечисление денежных средств в размере указанной суммы непосредственно организации здравоохранения, так как денежные средства, в том числе, могут перечисляться третьим лицам, привлеченным организацией здравоохранения;
размер сумм, указанных в соответствующих колонках таблицы по раскрытию информации, может отличаться от размера фактически полученной организацией здравоохранения ценности как определено в Кодексе AIPM ввиду, например, организации мероприятия несколькими организациями здравоохранения.
Информация о передаче ценностей в связи с проведением доклинических, клинических и наблюдательных исследований и разработок раскрывается в общем виде с указанием годовой суммы.
Компании-члены AIPM твердо убеждены: инициатива раскрывать данные о платежах будет способствовать повышению взаимной ответственности и этичности взаимодействия между фарминдустрией и медицинским сообществом и, в конечном счете, будет служить интересам пациентов и росту взаимного доверия в глазах общества. Для успешного воплощения в жизнь инициативы прозрачности требуется понимание и широкое взаимодействие всех заинтересованных сторон в интересах укрепления доверия в обществе в целом, между специалистами здравоохранения и фармацевтической индустрией, в частности.
С более подробной информацией об инициативе можно ознакомиться, используя следующие источники и ресурсы:
Отчет о раскрытии за 2021
Методология 2021
The self certification letter 2021
Disclosure report for 2021
Отчет о раскрытии за 2022
Методология 2022
The self certification letter 2022
Отчет о передаче ценностей пациентской организации
Отчет о раскрытии за 2023
Методология 2023
The self certification letter 2023
Отчет о передаче ценностей пациентской организации